Краткий обзор изменений законодательства РФ о контрактной системе в 2016г.
Закончились новогодние каникулы! Наступили трудовые будни, а вместе с ними в силу вступили долгожданные изменения законодательства РФ о контрактной системе. В связи этим предлагаем Вашему вниманию краткий обзор основных изменений, касающихся каждого из государственных и муниципальных заказчиков .
ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ, ВСТУПАЮЩИЕ В СИЛУ В ЯНВАРЕ 2016 ГОДА:
№ п/п | Наименование блока изменений | Суть изменений | Практическая значимость |
1 | 1-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ВВЕДЕНЫ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК И ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК | В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 № 36 Федеральным казначейством осуществлён с 01.01.2016 г. ввод в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок | -Информация и документы, размещаемые в ЕИС, в большинстве случаев формируются в структурированном виде в целях проведения технологическими средствами ЕИС их автоматической форматно-логической проверки, а также их проверки на предмет соответствия действующему законодательству;
— Появляется возможность использования заказчиками при применении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информации, полученной в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе; — В ЕИС появится информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, т.е. о так называемых референтных ценах; — и мн. др. |
2 | 2-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ПРОДЛЕНИЕ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК НА 2016 ГОД | На 2016 год продлевается действие антикризисных мер, принятых в марте 2015 года.
|
Новую редакцию Закона № 44-ФЗ о контрактной системе необходимо учитывать при подготовке, заключении и исполнении в 2016 году контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Несмотря на отсутствие соответствующих актов Правительства РФ, данные акты по мере издания могут распространяться на правоотношения, возникшие до их подписания, то есть с 01.01.2016 г., что может вызвать различные судебные споры между заказчиками и участниками закупок. |
3 | 3-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОРЯДОК РАСЧЁТА НЕУСТОЙКИ ЗА ПРОСРОЧКУ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО КОНТРАКТУ | С 1 января 2016 г. вместо ставки рефинансирования применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определённому на соответствующую дату. С указанной даты Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования. | Данные изменения законодательства влекут увеличение размера неустойки за просрочку исполнения своих обязательств для заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя), так как последний установленный размер ставки рефинансирования в 2015 г. составлял 8, 25 % годовых, а размер ключевой ставки по состоянию на 01.01.2016 – 11 % годовых. |
4 | 4-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ПРИМЕНЯЮТСЯ НОВЫЕ КЛАССИФИКАТОРЫ ПРОДУКЦИИ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД | В течение 2015 года были внесены изменения в ряд подзаконных актов, направленных на применение в рамках контрактной системы Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 | Работники контрактных служб, контрактные управляющие обязаны применять новые классификаторы ОКПД2 и ОКВЭД2 при планировании и осуществлении закупок в тех случаях, когда это определено соответствующими подзаконными актами. |
5 | 5-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ НА ДОПУСК ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, РАБОТ, УСЛУГ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ИНОСТРАННЫМИ ЛИЦАМИ | С 01.01.2016 г. в силу вступает ряд новых норм, касающихся порядка установления запретов и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами:
1-е изменение – вводится обязанность по размещению в единой информационной системе обоснования невозможности соблюдения запрета или ограничений на допуск 2-е изменение — устанавливается запрет на выполнение работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд хозяйствующими субъектами из Турецкой Республики 3-е изменение – изменяется порядок закупок продукции для нужд обороны страны и безопасности государства 4-е изменение — изменяются условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд 5-е изменение — устанавливается запрет на закупку для обеспечения государственных и муниципальных нужд иностранного программного обеспечения |
Данные запреты и ограничения на допуск товаров, выполнение работ, оказание услуг работникам контрактных служб, контрактным управляющим необходимо учитывать при осуществлении закупок, так как неуказание при осуществлении закупки этих запретов и ограничений может быть расценено контролирующими органами как административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ. Так, за неразмещение заказчиком в ЕИС предусмотренных законодательством информации и документов предусмотрена ответственность, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб., и на юридических лиц – 500 тыс. руб. |
6 | 6-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ПОЯВИЛОСЬ НОВОЕ ОСНОВАНИЕ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ) — ЗАКУПКА ЗА СЧЁТ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | расширяется перечень оснований закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В частности, устанавливается возможность закупки товаров, работ, услуг в случае её осуществления за счёт финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность. | Новое основание закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) облегчает закупочную деятельность работников контрактных служб, контрактных управляющих заказчиков, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. |
7 | 7-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ПЛАНОВ ГРАФИКОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ НА 2016 ГОД | При планировании закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на переходный период 2015-2016 годов необходимо руководствоваться совместными приказами Минэкономразвития России и Федерального казначейства. При этом приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 03.11.2015 № 806/21н внесены изменения в Особенности размещения в ЕИС планов-графиков размещения заказов на 2015-2016 годы, утвержденные совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31 марта 2015 г. № 182/7н, а именно:
1. Размещение плана-графика на 2016 год в ЕИС производится только в структурированном виде с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом данной информационной системы. 2. Формирование и размещение на официальном сайте ЕИС планов-графиков федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, федеральных казенных учреждений на 2016 год осуществляется посредством информационного взаимодействия официального сайта с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет». 3. При составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год, КОСГУ не применяется. Соответственно, в планах-графиках на 2016 год КБК указываются не полностью, а только в части кода вида расходов (КВР), детализированного до уровня подгруппы и элемента КВР (15-17 разряды КБК) |
Существенным образом изменяется порядок формирования и размещения планов-графиков размещения заказов на 2016 год для обеспечения государственных и муниципальных нужд. |
8 | 8-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ВВОДЯТСЯ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛА О НОРМИРОВАНИИ ЗАКУПОК В РАМКАХ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ | С 01.01.2016 г. действуют положения законодательства РФ о контрактной системе в части нормирования сфере закупок | При планировании и осуществлении закупок в 2016 году работникам контрактных служб, контрактным управляющим необходимо учитывать при формировании планов-графиков размещения заказов, извещения и документации о закупке обязательные и ведомственные перечни требований к отдельным видам закупаемых, товаров, работ, услуг (в т.ч. предельным ценам на них). Эти перечни должны использоваться при формировании описания объекта закупки и установлении НМЦК. |
9 | 9-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: НОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ КОНТРАКТНЫХ СЛУЖБ, КОНТРАКТНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗМЕЩЕНИЮ ПЛАНОВ ЗАКУПОК И ПЛАНОВ-ГРАФИКОВ ЗАКУПОК, ОБОСНОВАНИЮ ЗАКУПОК И ПРИМЕНЕНИЮ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО КОДА ЗАКУПКИ (ИКЗ). | 1-е изменение — в 2016 году вступают в силу большинство положений главы 2 Закона № 44-ФЗ о контактной системе, которыми определяется особенности составления документов о планировании в рамках контрактной системы
2-е изменение — при формировании и утверждении планов закупок и планов-графиков закупок заполняются специальные отчётные формы обоснования закупок, которые являются приложением к данным документам о планировании 3-е изменение — при формировании и утверждении планов закупок и планов-графиков закупок необходимо указывать специальный идентификационный код закупки
|
Существенным образом возрастает количество документов о планировании, которые необходимо составлять работникам контрактной службы, контрактным управляющим.
Единственным положительным моментом в этих изменениях является то, что они начинают применяться в полном объёме со следующего года. Таким образом, в 2016 году работники контрактных служб, контрактные управляющие столкнутся только с необходимостью формирования проекта плана закупок на 2017 и плановый период в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации. |
10 | 10-Й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ИНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ВСТУПАЮЩИЕ В СИЛУ В ЯНВАРЕ 2016 ГОДА | 1-е изменение — участнику закупки предоставляется право приобщить к заявке на участие в конкурсе платёжное поручение о перечислении обеспечения заявки без отметки банка или не заверенную банком копию платёжного поручения
2-е изменение — изменена формулировка пункта 2 части 10 статьи 31 Закона 44-ФЗ о контрактной системе 3-е изменение — внесены изменения в перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера 4-е изменение — расширен перечень случаев заключения контракта жизненного цикла 5-е изменение — определены особенности заключения и исполнения контрактов получателями средств федерального бюджета в рамках исполнения федерального бюджета на 2016 год 6-е изменение — изменены условия отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства 7-е изменение — применяется новый порядок обязательного общественного обсуждения крупных закупок |
Указанные изменения законодательства РФ необходимо учитывать при планировании и осуществлении закупок в 2016 году. |
Обращаем Ваше внимание, на то, что данный обзор имеет краткую форму и предназначен для первоначального ознакомления с основными направлениями изменений. Подготовка обзора осуществлялась при поддержке «Балтийского тендерного центра» (baltictender.ru). Более подробно ознакомиться со всеми изменениями законодательства можно в рамках обучающих мероприятий, проводимых АНО «Балтийский институт развития и подготовки персонала» 21 и 22 января 2016 года. Расписание, темы и стоимость семинаров Вы можете найти на нашем сайте study—baltic.ru в разделе «Семинары, курсы, тренинги».
Контактная информация:
Сайт: Study-baltic.ru
e-mail: info@study-baltic.ru
тел: +7(9622) 609-017 – Марина Алексеевна
+7(9814) 709-909 — Екатерина Николаевна